Педагогическая практика

АРТЕК

 2020

10-25 марта 2020

В программе студентов-режиссеров прописано прохождение производственной и педагогической практики. Именно в рамках педагогической практики я съездил в Артек в марте 2020 года. Поскольку у меня есть 6,5 лет стажа работы в общеобразовательной школе и 2 года стажа работы в ВУЗе, этот опыт для меня был вполне привычным, но новое для меня все же было.

Артек, как и сам Крым, - место необыкновенное: море, природа, простые открытые люди, какая-то своя энергетика. Приехав туда, какое-то время пребываешь в легкой эйфории, но необходимость работы снова погружает тебя в реальность. Мне предстояло заниматься кинорежиссурой с отрядом детей, которым по 13-14 лет. В таком возрасте далеко не каждый ребенок задумывается о будущем и, тем более, понимает, чем хочет заниматься. Некоторые из детей целенаправленно выбирали киноотряд, а некоторые попали туда по воле случая, и это было видно. Задачей этой короткой смены было создание 2-х короткометражных фильмов. На наших первых встречах речь шла о случаях из жизни, чтобы выбрать идею для сценария. Тут и проявили себя те, кто «горел» и хотел, остальные периодически и нехотя отвлекались от телефонов. Когда идея и сценарий были готовы и дело дошло до кастинга, то глаза загорелись практически у всех, потому что в аудитории появилось съемочное оборудование. Даже те, кто изначально сидел в телефоне, рвались в кадр, попробовать себя в качестве оператора, хлопушки или звукорежиссера.

Данила Стенин

Съемочный процесс начался довольно бодро, но к концу первого дня некоторые сдулись, потому что совсем не так представляли себе процесс создания кино. Снимать дубли или новые планы для актеров тяжело, поскольку нужно было делать одно и то же, но с замечаниями режиссера, которые необходимо было держать в голове. На мой взгляд лучший способ выбрать профессию – это попробовать поработать в этой профессии, и прислушаться к себе, в кайф эта деятельность или нет. Дни открытых дверей в институтах не дают такого понимания, ведь там речь идет не о работе в профессии, а об увлекательных студенческих годах с группой единомышленников и опытными мастерами.

 

Съемочный процесс норовил развалиться из-за того, что дети быстро уставали от кажущегося однообразия: настроить оборудование, выставить кадр и свет, обо всем договориться с актерами. Но каждый кадр – это творчество, а объяснить это за 6 съемочных смен по 2-3 часа невозможно, нужно было снимать, чтобы история получилась. Между съемками приходилось решать проблемы с реквизитом, по ходу договариваться о съемках с разными людьми: вожатыми, вахтерами, службой охраны, а также доводить до ума сценарий и монтировать отснятый материал, чтобы ничего не упустить и доснять необходимые для истории кадры. С одной стороны, это обычные будни кинопроизводства, с другой стороны – работа с детьми, поэтому собранность должна быть на пределе. 

Было неожиданно, что некоторые дети быстро влились в процесс и выполняли свои задачи довольно быстро и четко. Кто-то работал звукорежиссером и на 2-й день уже уверенно владел настройками рекодера и петличных микрофонов, кто-то – оператором, и уже предлагал ракурсы и композиции, кто-то – фокуспуллером.

Был в отряде Юра Самсонов, который попробовал себя во всех ролях – и в кадре, и за кадром. Он довольно здорово справлялся со всеми задачами. Большую часть бэкстейдж-фотографий сделал именно он.

 

На мой взгляд, в отряде было двое «самородков», детей, которым много дано, которым нужно заниматься кино. Данила Блошенко, исполнивший главную роль в фильме «Уборщица», работал на площадке так, будто у него за плечами и 4 года театрального института, и большой съемочный опыт. Порой от профессионального актера сложно добиться такой точности исполнения.

 

Катя Колмыкова, автор идеи и режиссер фильма с рабочим названием «Черное и белое», проявила себя как режиссер. Она предложила случай из жизни в качестве идеи, поэтому хорошо понимала, о чем будет кино. Она опиралась на свои наблюдения и жизненный опыт, что для режиссера очень важно. Я бы сказал, что она зрит в корень. Это было неожиданно и удивительно, потому что от 13-летней девочки чаще не ждешь глубоких идей, такого осмысленного взгляда на жизнь и креатива.

Когда съемки были окончены, нужно было смонтировать, озвучить и покрасить фильм за 2 суток, поскольку 24 марта на отчетном концерте фильм должен выйти на экран перед участниками съемок и всем лагерем «Лазурный». Фильм «Уборщица» был готов за день до премьеры.

Все причастные к созданию кино знают, как волнительно ждать первой реакции зрителей. На премьере дети тоже очень волновались, кусали губы и теребили что-то руками. Когда фильм начался, они нервничали, потом смеялись, поскольку видеть себя на большом экране очень непривычно и часто сам себе кажешься нелепым. Потом некоторые сидя в зале синхронно проговаривали свои реплики. Фильм приняли очень тепло. Было интересно со стороны наблюдать за детьми в эти моменты. Можно сказать, что я заставил их ощутить то, что каждый раз ощущаю сам, когда аудитория тепло принимает мой фильм. Это ощущение, пожалуй, было для меня новым. Когда ты что-то освоил и поделился, ты чувствуешь что-то иное, нежели удовлетворение и удовольствие от собственного достижения.

Если подвести итоги, то поездка была безусловно полезной! Это педагогический опыт, опыт общения с детьми, это новые наблюдения, жизненные ситуации, основываясь на которых, можно писать сценарии, это совместная работа с опытным педагогом В.А. Моссом, да и просто прекрасная возможность оторваться от порой рутинной московской жизни. И еще, лучший способ разобраться в каком-то деле поглубже – научить этому другого. Приходиться переосмысливать, формулировать и объяснять, а в процессе сам начинаешь лучше понимать, как это устроено — это совсем другая сторона и теории, и практики. Спасибо за эту возможность Институту современного искусства.

Мария Зюзина

Поначалу было немного страшно. Детей было много. Большинство признались, что хотели в другие отряды. Поэтому многие сидели в телефонах и не слушали, о чем идет речь. Каждый раз делать замечания смысла не имело, ведь ребята честно сказали, что заниматься этим не хотят. Другие же с большим интересом слушали и задавали вопросы.

 

Начали мы, как всегда, с разработки сценария. Отряду дали задание придумать или же просто написать истории из жизни, которые можно легко адаптировать под условия лагеря. На этой стадии участвовали всего 10% киноотряда. Мы отобрали идеи, написали сценарии и устроили кастинг.

 

Дальше было оживление. Когда дети увидели оборудование, их глаза загорелись. На камеру мы записывали пробы. Ребятам объяснили, как работать с техникой и многие из них самостоятельно смогли поснимать своих товарищей. Все, актеров выбрали, роли за кадром распределили. Решили снимать 2 фильма.

 

Как только дело дошло до съемок, подключились абсолютно все. За кадром у нас было по 5 человек, но после начала съемок их число увеличилось. Ребята менялись обязанностями или выполняли их вместе. Команда была очень сплоченная.

 

Подбор актеров прошел очень удачно, мальчики из фильма "Уборщица" гармонично смотрятся в кадре. Главный герой отыграл в фильме так, как не все профессионалы могут. На съемочной площадке всегда была отличная атмосфера. Мы и дурачились, и снимали. Ребята очень ответственно подошли к съемочному процессу. Многим из них хочется пожелать развиваться в этом направлении дальше!

YOUR CAMP

MOVIE SESSION 2018

Это было нечто новое, неизвестное – сталкиваешься с незнакомой, неподготовленной, местами и вовсе немотивированной аудиторией. Необходимо в короткие сроки распознать индивидуальные творческие способности и предрасположенности в каждом из участников, ознакомить их с особенностями работы и основными навыками режиссера; грамотно координируя и направляя их, заставить механизм работать и в результате получить завершенный продукт – небольшой фильм, созданный коллективными усилиями. 

 

Это всё, конечно же, не должно носить чисто ознакомительный характер: ну, представьте, приехали, значит, дети в лагерь в море поплавать, а тут прихожу я и говорю такая: «Всем привет! Сегодня у вас вместо дискотеки четырехчасовая лекция на тему ‘основы кинорежиссуры’!». Кому это интересно-то, сухая теория эта? Должен быть живой процесс, который уже по мере столкновения с проблемами сопровождается теоретическими знаниями. Поэтому для детей была создана некая упрощенная модель среды кинопроизводства: они делятся на съемочные группы, каждая берёт себе проект небольшого фильма, и с этим их собственным проектом мы вместе проходим сквозь этапы создания кино от разработки идеи и сценария до финального монтажа. 

 

Камера, приготовились, начали… и всё закипело. Вот, что вышло в итоге: 

 

ФИЛЬМ «ВСЁ» 

 

Говоря о том, насколько это было эффективно для меня лично: это был skill boost, интенсивная работа с полным погружением в съемочный процесс. Ежедневная практика в бешеном темпе. Это разжигало огонь внутри, заставляло работать круглосуточно. Самое ценное, что я обрела там – способность генерировать идеи, сохраняя продуктивность и творческий подход даже под давлением, в стрессовых ситуациях. По возвращении в Москву чувствую, что между мной «до» и «после» существует огромная дистанция.

Первые мои мысли, когда мне дали отряд детей, были примерно такими: «***, на что я согласилась?!». Решила, что это будет некоторой проверкой моей прочности, социальной адаптации и смекалки, поэтому я быстро втянулась и начала пробовать контактировать с детьми. Мне достался средний отряд с ребятами от 12 до 14 лет, и средними они были не только по возрасту, но и по способностям, но я решила, что сделаю из этих детей супер-классных чуваков, таких же, как и я.

 

В первый же день я мастерски своим глазом-алмазом определила, кто на что и во что горазд, и дала детям задание написать какие-нибудь идеи для фильма, случаи из жизни, что-нибудь годное. 

И я уж было подумала, что все круто: сценарий есть, актеров мы на тот момент тоже уже подобрали, осталось все отснять и смонтировать – делов-то. О, как я ошибалась. Я совсем забыла, что снимаю кино не со взрослыми, сознательными, адекватными людьми, а с детьми. И это было сложно. Очень сложно. У нас было три актера, половина оператора, петличка, камера, которая разряжалась через полтора часа съемок, палящее солнце, бесплатный лимонад и попкорн и моя горящая жопа.

 

Первые два из четырех дней съемок абсолютно все дети ныли после каждого дубля, как они устали, хотят пить, есть, в туалет и всякое такое. Но тибетские монахи и мемы в интернете научили меня: Основа всякой мудрости есть терпение © Платон. И я была спокойна и терпелива. Со временем дети все поняли, и уже на третий день покорно снимались и ничего не просили. Кроме Кирилла. Ох, Кирилл. Это имя я буду ненавидеть еще очень долго. Если у меня будет сын, то я никогда не назову его этим именем. После каждого сделанного дубля этот ребенок сбегал с площадки и прятался, а я орала на весь комплекс, в котором мы обитали: «Кирилл, еб тв*ю мать, на исходную быстро».

 

Да, весело было, конечно. Эту историю можно назвать «как я начала курить по полпачки в день красного Винстона». Однако несмотря на все сложности фильм мы закончили. Он даже, на удивление, получился вполне сносным, чему я несказанно рада. Но долг мой не завершился на этом, ведь меня ждала еще одна кино-смена, уже в Сочи. 

 

ФИЛЬМ «МНЕ НЕ ЖАЛКО»

Вторым этапом практики был запущен эксперимент: кураторы предложили детям снять собственные фильмы, дав абсолютную свободу, ослабив контроль производства, но оказывая помощь и консультируя по необходимости. Пусть снимают, как хотят – мы ожидали интересный результат, так как дети не были знакомы со стандартами и правилами создания кино, следовательно, обладают нестандартным подходом и видением.

Анастасия Кулишова

Матвей Мишин

Мы дали им возможность снять свой собственный фильм, со своей оригинальной идеей и концепцией. Когда дети услышали, что мы будем снимать кино, то обрадовались не все, а были и те кто просто пропустил это мимо ушей. Но затем, они поделились на три команды и распределили свои роли между собой. То есть, кто режиссёр, кто актёр, оператор и так далее.

 

После этого все включились в процесс, так как каждый выбрал для себя

предназначение. На протяжение нескольких дней разрабатывались сценарии, затем начались съёмки. Во время съёмок я увидел, что те кто вначале даже и не хотели ни в чем участвовать, стали что-то делать и не просто что-то, а максимально включились в процесс. Им было интересно, они задавали вопросы, придумывали что-то новое и делали свою работу. 

В итоге на 12 день, когда все уезжали я понял, что почти все уехали с другим представлением о кино. Кто-то после лагеря захотел продолжать создавать кино и даже связать с эти жизнь. Кто-то получил опыт, который определенно пригодиться жизни. Это прекрасно, что дети не просто «поиграли» в кино и забыли. Они прочувствовали процесс со всеми сложностями и радостями на пути создания фильма. Суть этого этапа заключалась в том, чтоб привить детям любовь и тягу к кино, не только как зрителей, но и как создателей.

И это нам удалось.

 

Если у Вас возникли вопросы, пишите:

  • Серый Facebook Icon
  • Серый Vkontakte Иконка
  • Серый Instagram Иконка
  • Серый Vimeo Иконка
  • Серый Значок YouTube

Copyright © 2020, Институт современного искусства, факультет режиссуры кино и телевидения​.

Все материалы и фото с сайта isifilm.ru могут использоваться в некоммерческих целях с обязательным указанием источника, что соответствует лицензии Creative Commons Attribution: Non-Commercial.